Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Адрес прихода:

153000, г. Иваново, ул.
Владимирская, д.19/14

  

Римско-католическая архиепархия Божией Матери в Москве

  

  

  Молодежный центр Архиепархии Божией Матери в Москве

 

Католические праздники

Фото Ольги ХрульФото Ольги Хруль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                        

26 февраля – Пепельная Среда

Богослужением Пепельной Среды Католическая Церковь входит в сорокадневный период Великого Поста. Число сорок несёт в себе особый смысл, напоминая нам о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне. Для того, чтобы от начала поста, до Пасхальных событий было ровно 40 дней, в конце VI века Папа Григорий Великий добавил к периоду Великого Поста 4 дня, и Пост стал начинаться в Пепельную Среду и заканчиваться в среду Страстной Недели, составляя ровно сорок дней (воскресенья из времени Поста исключаются). В этот день всем верующим старше 18 и младше 60 лет предписывается строгий пост. Досыта поесть можно только один раз, кроме того, все верующие старше 14 лет в этот день должны воздержаться от мясной пищи.

Литургические чтения этого дня призывают нас к покаянию и обращению: «Ныне говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив» (Иоил 2, 12-14).

«От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор 5, 20). В этот день во время литургии священник посыпает головы верующих пеплом, полученным от сожжения пальмовых и вербных ветвей, освящённых в Вербное Воскресенье и сохраняемых до этого дня, со словами «Покайтесь и веруйте в Евангелие» или «Помни, что ты прах и в прах возвратишься».

Обычай использовать пепел как знак скорби и покаяния восходит к Ветхому Завету, где не один раз упоминается об этой традиции. Например, в книге пророка Ионы царь грешной Ниневии, раскаявшись от слов пророка: «встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище и сел на пепле» (Иона 3, 6). Об этом же говорится в книге пророка Иезекииля: «И зарыдают о тебе громким голосом, и горько застенают, посыпав пеплом головы свои…» (Иезекииль 27, 30). В Новом Завете Иисус Христос говорит: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» (Мф 11, 21). В иудейской культуре понятие «прах» и «пепел» обозначались одним и тем же словом.

В ранней Церкви обряд посыпания пеплом в знак покаяния в Пепельную Среду применялся только к публично кающимся, но к Х веку он распространился на всех верующих и был включён в Миссал 1570 г., хотя совершался не после Литургии Слова, как принято теперь, а перед началом Мессы. Духовный смысл этого действия хорошо раскрывает антифон, который поётся во время посыпания пеплом: «Изменим свою жизнь, в пепле и вретище будем поститься и плакать пред Господом, ибо велико милосердие Господа Бога нашего, Который готов простить грехи» (ср. Иоил 2, 19).

Слова, напоминающие о том, что мы прах и в прах обратимся, обращают мысли верующих к событиям Ветхого Завета, напоминают о сотворении человека из праха земного, но, в то же время, и о том, что Создатель вдохнул в нас дыхание жизни и мы стали «душею живою» (ср. Быт. 2:7). Вспоминая при этих словах о ветхом человеке, мы не можем не помнить и о «новом Адаме» – Иисусе Христе, который, победив грех и смерть, даёт нам надежду на вечную жизнь. Размышляя о значении Богослужения Пепельной Среды во время духовных упражнений 2007 г. в Римской Курии, кардинал Джакомо Биффи, отметил, что Воскресение Христово – это реальный факт, который можно противопоставить другому неизбежному, всех касающемуся факту: смерти. Вот почему Пепельная среда сопряжена с Пасхой. Пепел символизирует не столько то, чем мы станем, сколько то, чем мы можем стать, если закроем свое сердце невидимому миру, заключающему в себе Спасение. Наша жизнь без Бога была бы вспышкой, после которой остается лишь горсть пепла.

Другой призыв этого дня «Покайтесь и веруйте в Евангелие» указывает нам на путь, которым мы должны следовать к спасению, на необходимость жить Словом Божиим.

Пепельная Среда не является праздником (хотя в средствах массовой информации, особенно, в России, этот день часто называют именно праздником), более того, присутствие на богослужении Пепельной Среды не вменяется верующим в безусловную обязанность, но в этот день везде, где есть христиане-католики можно увидеть на улице людей со знаком креста, начертанным на голове пеплом, видимым символом покаяния, людей, которые в этот день начали сорокадневный путь к главному празднику всех христиан – дню Светлого Христова Воскресения.

 

© 2020 Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 февраля 2016 г.

 

Наконец-то встреча состоялась!

 


Встреча Папы Франциска с Патриархом Кириллом не ставила своей целью решить все проблемы, существующие, как мы прекрасно знаем, между Церквами. Эта встреча стала возможностью, или вернее доказательством того, что живых людей характеризует желание встречаться, и того, что когда люди встречаются, то укрепляется надежда на разрешение проблем. Да, радость и облегчение почувствовались в том первом объятии.

 


Христианство – это, как раз, радостная весть о том, что Тайна облеклась в человеческую плоть, поэтому оно в каждый момент своей истории живёт как суждение о настоящем. Встреча на Кубе стала встречей двух свидетелей Христа, которые, исходя из их принадлежности Христу, вынесли суждение о настоящем, об обстоятельствах, которые мы переживаем.


Сегодня существует риск, что многие перестают считать христианство относящимся к реальной жизни человека, что христианство больше не является центром привязанностей человека. Встреча двух иерархов показала всему миру, что наоборот, вера не отделена от реальной жизни миллионов людей на нашем планете.


Встреча Папы с Патриархом стала победой над «бюрократией», искушением, всегда существующим рядом с нами, что можно решить проблемы лишь благодаря хорошей организации и планам. Позволю себе сказать, что эта встреча нужна была прежде всего самим главам церквей, чтобы укрепить свою веру и свидетельство. Неслучайно Папа Франциск обратился к Патриарху Кириллу, зовя его «братом», как он это сделал недавно, обращая также к Вселенскому Патриарху Варфоломею. Дерзаю сказать, что в этой встрече я видел объятие двух братьев: Петра и Андрея.

Эта встреча была для меня свидетельством о красоте христианства, пережитого в реальном жизненном опыте общения, да, конечно, не полного, но уже осязаемого. И как раз, без этой красоты, без этого реального, хотя ещё не полного общения ради чего свидетельствовать о христианстве? Ради чего оставлять всё и встречаться, если это не было явное желание следовать за Христом? 

Речь, конечно, не идёт о романтическом стремлении возродить идеал какой-то чистой первой христианской общины. Папа Франциск и Патриарх Кирилл прекрасно знали и знают, какие богословские, пастырские, исторические барьеры существуют между Церквами, но они показали, что сретение – встреча - возможно, обращение – желаемо, путь – один, хотя мы ещё не можем проделать его вместе.

Папа и Патриарх столкнулись с реальными вопросами, как мы это видим из совместного Заявления, которую они подписали и подтвердили еще раз братским объятием. Это ради блага народов, ради защиты христиан, ради свидетельства христиан во всём мире. Это мы воспринимаем и как задание для нашей католической общины в России. Совместно работать: «Христианские общины ведут широкую благотворительную и социальную деятельность, оказывая многообразную помощь нуждающимся. Православные и католики нередко трудятся бок о бок» говорится в Заявлении. Папа Франциск и Патриарх Кирилл говорили как братья, откровенно. Папа говорил, что ясно осознал и почувствовал присутствие Святого Духа в диалоге с Патриархом. Да, совместно работать ради общего свидетельства в этом обществе, чтобы Бог бы прославлен, чтобы Бога не отстранили из общества. 

Это свидетельство осуществляется благодаря готовности идти до конца. Это мученичество. Вот почему в общем заявлении, Папа и Патриарх обратили внимание на свидетельство христиан во всём мире, особенно актуальное на Ближнем Востоке. Да, конечно, существует риск видеть в этом только политические замыслы. Или сегодня может сложиться впечатление, что эта встреча – это лишь какая-то маленькая лодка в мирском океане, что она стала лишь маленьким огоньком в ночи истории. Но из одной маленькой встречи в одном из самых брошенных посёлков земли, Благая Весть о Боге, ставшем «компанией» для человека распространялась по всей земле.

Свидетельство – это не что иное, как продолжение сообщения людям о своём знакомстве и дружбе со Христом и о стремлении к Его царству, уже в начатках присутствующему на земле, а также привлечение их к чуду общения, которое по благодати Божией, возможно в нашей жизни. Это восприятие другого, как ближнего, благого, о котором говорил Христос. Кто такой наш ближний? Это тот,  посредством которого Христос хочет научить меня тому, что я призван переживать вместе со всеми. 

Я не думаю, что много понял из того, что произошло сегодня ночью, но я видел эту встречу, и то, что я увидел, наполняет мои глаза и моё сознание. Как бы то ни было, это – сила, движущая надеждой жизни, поддерживающая жизнь, то без чего жизни не было бы. Это тонкая нить надежды, к которой всё привязано. И эта надежда – передаваемая. Можем поделиться опытом этой встречи, и это уже будет продолжение. Если вслед за Папой и Патриархом, другие люди будут продолжать встречаться, не будут бояться друг друга, будут идти вперёд вместе, хотя ещё не в полном общении, то эта встреча не прошла зря, мы можем включиться в этот поток свидетельства. Будем идти навстречу другому, признавая, что в нём присутствует истина, будь она даже только маленькой частицей, потому что то, что делает другого человека причастным к истине и к милосердию, которое затронуло и меня, - это сила веры. 

Нам необходимо выдержать скандал нашего разделения, и принять кажущуюся абсурдной миссию: идти до краев земли и возвещать, полному самомнения о своей эрудиции и своей ложной или настоящей образованности, миру, – а также, конечно, особенно бедным и простым людям, – Евангелие Иисуса Христа. «Во все времена Иисус призывает людей рассчитывать исключительно на Него, оставить всё и быть полностью в Его распоряжении, и тем самым в распоряжении других: создавать оазисы бескорыстной любви в мире, где так часто рассчитывают лишь на власть и деньги» (Бенедикт XVI). Мы благодарны Господу за то, что эта встреча произошла.

 

Поделиться… Пепельная СредаНачинается Великий Пост, период покаяния и внутреннего обновления, предрасполагающий к празднованию Пасхи Христовой. Церковные богослужения непрестанно побуждают нас к внутреннему очищению, к началу новой жизни. «Ниц простертые, унылые, безнадежные, бескрылые, в покаяньи и слезах, мы лежим во прахе прах. Боже, дай нам избавления, дай свободы и стремления; наиболее всего, дай веселья Твоего. О, спаси нас от бессилья, дай нам крылья, дай нам крылья, крылья Духа Твоего!» Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив…, — взывает к нам пророк Иоиль в первом чтении Мессы Пепельной среды. А в момент посыпания головы пеплом священник напоминает нам слова Книги Бытия, сказанные Адаму после того, как он согрешил: Помни, человек, что ты прах и в прах возвратишься. Помни, человек… И все же, несмотря на все напоминания, время от времени мы забываем, что без Бога мы – абсолютно ничто. «Без Бога от человеческого величия остается лишь та горсточка пепла на подносе, стоящем на краю алтаря, которым в Пепельную Среду Церковь помечает нас, как если бы мы из этого пепла состояли», — пишет один современный духовный автор. Господь хочет, чтобы мы отвратились от земных дел и обратились к Нему. Он хочет, чтобы мы отказались от греха, который провоцирует наше преждевременное старение и убивает нас. Он хочет, чтобы мы приникли к источнику жизни и радости. «Сам Иисус Христос – это величайшая благодать на протяжении всего Великого Поста. Он Сам открывается нам в дивной простоте Евангелия», — сказал Папа Иоанн Павел II в одной из своих гомилий на Пепельную среду. Открыть сердце Господу, обратиться – это значит быть готовым жить согласно Его ожиданиям, быть искренним по отношению к себе самому, не пытаться служить двум господам (ср. Мф 6,24), любить Бога от всей души и изгнать из своего сердца всякий добровольно совершаемый грех. Каждый из нас должен поступать именно так, при этом принимая во внимание свои особые обстоятельства в связи с работой, состоянием здоровья, семейным положением и т.д. Иисус требует от нас сердца сокрушенного, готового признать свои падения и грехи и покаяться в них. Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших, и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши… (Иез 36,31-32). Господь ждет от нас искреннего раскаяния в грехах, что, прежде всего, должно выразиться в таинстве Исповеди, а также в маленьких ежедневных жертвах и делах покаяния, совершаемых в духе любви: «Обращение означает поиск с нашей стороны прощения и силы Божией, даруемой в Таинстве Примирения, и, таким образом, готовность постоянно начинать сначала, ежедневно продвигаться вперед» (Иоанн Павел II, Послание Novo incipiente, 8 IV 1979). Чтобы пробудить в нас дух покаяния, Церковь на сегодняшней литургии предлагает нам молиться словами 50-го псалма, в котором царь Давид выразил свое раскаяние и который стал любимой покаянной молитвой столь многих святых. Поможет он и нам, если мы скажем Иисусу: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Бог услышит нас, если мы от всего сердца будем повторять следующее молитвенное воззвание: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Ф. Карвахал. «В общении с Богом»

Читайте подробности на сайте Сибирской католической газеты — http://sibcatholic.ru/2010/02/16/razmyshlenie-na-velikij-post/
© sibcatholic.ru
Размышление на Великий Пост Опубликовано 16 февраля 2010 в рубрике Жизнь во Христе. Комментарии в настоящее время отключены. Поделиться… Пепельная СредаНачинается Великий Пост, период покаяния и внутреннего обновления, предрасполагающий к празднованию Пасхи Христовой. Церковные богослужения непрестанно побуждают нас к внутреннему очищению, к началу новой жизни. «Ниц простертые, унылые, безнадежные, бескрылые, в покаяньи и слезах, мы лежим во прахе прах. Боже, дай нам избавления, дай свободы и стремления; наиболее всего, дай веселья Твоего. О, спаси нас от бессилья, дай нам крылья, дай нам крылья, крылья Духа Твоего!» Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив…, — взывает к нам пророк Иоиль в первом чтении Мессы Пепельной среды. А в момент посыпания головы пеплом священник напоминает нам слова Книги Бытия, сказанные Адаму после того, как он согрешил: Помни, человек, что ты прах и в прах возвратишься. Помни, человек… И все же, несмотря на все напоминания, время от времени мы забываем, что без Бога мы – абсолютно ничто. «Без Бога от человеческого величия остается лишь та горсточка пепла на подносе, стоящем на краю алтаря, которым в Пепельную Среду Церковь помечает нас, как если бы мы из этого пепла состояли», — пишет один современный духовный автор. Господь хочет, чтобы мы отвратились от земных дел и обратились к Нему. Он хочет, чтобы мы отказались от греха, который провоцирует наше преждевременное старение и убивает нас. Он хочет, чтобы мы приникли к источнику жизни и радости. «Сам Иисус Христос – это величайшая благодать на протяжении всего Великого Поста. Он Сам открывается нам в дивной простоте Евангелия», — сказал Папа Иоанн Павел II в одной из своих гомилий на Пепельную среду. Открыть сердце Господу, обратиться – это значит быть готовым жить согласно Его ожиданиям, быть искренним по отношению к себе самому, не пытаться служить двум господам (ср. Мф 6,24), любить Бога от всей души и изгнать из своего сердца всякий добровольно совершаемый грех. Каждый из нас должен поступать именно так, при этом принимая во внимание свои особые обстоятельства в связи с работой, состоянием здоровья, семейным положением и т.д. Иисус требует от нас сердца сокрушенного, готового признать свои падения и грехи и покаяться в них. Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших, и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши… (Иез 36,31-32). Господь ждет от нас искреннего раскаяния в грехах, что, прежде всего, должно выразиться в таинстве Исповеди, а также в маленьких ежедневных жертвах и делах покаяния, совершаемых в духе любви: «Обращение означает поиск с нашей стороны прощения и силы Божией, даруемой в Таинстве Примирения, и, таким образом, готовность постоянно начинать сначала, ежедневно продвигаться вперед» (Иоанн Павел II, Послание Novo incipiente, 8 IV 1979). Чтобы пробудить в нас дух покаяния, Церковь на сегодняшней литургии предлагает нам молиться словами 50-го псалма, в котором царь Давид выразил свое раскаяние и который стал любимой покаянной молитвой столь многих святых. Поможет он и нам, если мы скажем Иисусу: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Бог услышит нас, если мы от всего сердца будем повторять следующее молитвенное воззвание: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Ф. Карвахал. «В общении с Богом»

Читайте подробности на сайте Сибирской католической газеты — http://sibcatholic.ru/2010/02/16/razmyshlenie-na-velikij-post/
© sibcatholic.ru